Производство культуры.

Красный

Треугольник 2.0

Фонд имущества города представил первые результаты работы по трансформации бывшего завода “Красного Треугольника”, в том числе, концепцию архитектурного бюро Евгения Герасимова.

Исследовательская группа Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО доцента ИДУ под руководством Александры Ненько проводит исследование творческих резидентов, которые сегодня находятся на территории Красного Треугольника. Исследование проводится по договору с Фондом имущества города. Результаты исследования будут официально представлены в январе 2018 и покажут количество площадей в КТ, которые сегодня занимают творческие профессионалы, разбивку по творческим видам деятельности, пожелания резидентов по поводу будущих функций КТ, количество площадей, на которые они претендуют и арендные ставки, к которым они готовы. В ходе исследования определены также активные творческие профессионалы, которые готовы предлагать свои проекты для заброшенных зданий.

Александра Ненько

 кандидат социологических наук, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

Моя команда работает с “Красным Треугольником” уже несколько лет в рамках культурных проектов, поэтому мы непосредственно знаем, что помимо заброшенных корпусов, бетонного завода, кустарных производств и автомастерских, в Красном Треугольнике находятся творческие резиденты - художники, музыканты, ремесленники, дизайнеры, спортсмены. Это представители экономики постиндустриальной эпохи - креативной экономики, которая сегодня признается ведущими специалистами в области развития городов как наиболее перспективная. В России сфера креативной экономики испытывает многочисленные проблемы: низкая приоритетность в стратегиях развития российских городов, сложности в сфере авторского права, нехватка финансовых и правовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства креативного сектора, недостаток прогрессивных образовательных программ в сфере культурного менеджмента и креативной экономики. Об этом я говорю и как эксперт фонда Calvert Forum, который уже несколько лет проводит детальные адресные исследования креативной сферы экономики в российских городах при поддержке правительства РФ и крупных бизнес-компаний. Поэтому мы просто обязаны в процессе реновации не выкидывать из Треугольника его сегодняшних творческих резидентов, а узнать об их мотивациях, возможностях, планах и предоставить право на подготовку своих проектов в Треугольнике.

НАПОЛНЕНИЕ

Именно творческие резиденты дают бывшему заводу уникальную атмосферу, которую не создашь с помощью офисов и жилья. Туристы и горожане покупают “атмосферу”, а не стерильное пространство. Причем модели развития пространства, которые сочетают офисную и жилую функцию с функциями общественных и творческих пространств уже оправдали себя в других городах, на которые Петербург постоянно обращает внимание - Берлин, Барселона, Амстердам, Хельсинки.

По нашим подсчетам, сегодня в КТ два десятка ремесленных мастерских по столярному делу, производству театральных декораций, хендмейд украшений, тюнинга, электроники (например, Столярная школа “Кедр”); несколько дизайн-студий, типографий и фотостудий (самые крупные - фотостудия Leona Stage и Great Advertisement Group), около десяти мастерских художников, которые работают в сфере современного искусства (в том числе, такие известные имена, как Александр Дашевский и Олег Хвостов), около десяти музыкальных и репетиционных студий (например, полностью “музыкальный” 36 корпус, известный рок-клуб “Байконур”). На данный момент большинство из них является арендаторами у собственников зданий - УК “БИО”, “Нординвест”, аренда составляет 300-400 руб за кв.м. Творческие резиденты сегодня сконцентрированы на собственном микро- или малом бизнесе в рамках занимаемой площади, однако многие выражают готовность к расширению площадей и сферы деятельности - проведению образовательных мероприятий, выставок, концертов, запуску творческих производств и сопутствующих услуг, а также заинтересованность в формировании крупных творческих пространств совместно с собратьями по цеху. Большинство не готовы к значительному повышению текущей арендной ставки, однако могут взять на себя дополнительные обязательства по участию в культурно-досуговой деятельности на территории Треугольника.

 

Помимо исследования, совместно с активными и конструктивными резидентами мы начали готовить проекты творческих пространств, которые могли бы объединить художников, музыкантов, ремесленников в Красном Треугольнике в рамках общей концепции. Совместно с информ-проектом “Треугольник”, который занимается историей КТ уже много лет, мы прорабатываем проект интерактивного музея, который будет содержать уникальную коллекцию исторической продукции “Красного Треугольника”, а также проводить выставки и образовательные мероприятия, связанные с “серым поясом” и историей индустриализации Петербурга.

СОЗИДАНИЕ

“Красный Треугольник” не должен стать просто жилым кварталом с офисами и социальной инфраструктурой. В корпусах красного кирпича должны появиться знаковые вещи, которые соединяют прошлое и будущее Петербурга: музей индустриального Ленинграда, места развития новой экономики - творческие индустрии и научно-производственные кластеры, очаги культуры - студии, в которых куется питерский авангард. Реновация громадного пространства “Красного Треугольника” - проект мирового масштаба, имиджевый проект для Петербурга и его надо сделать на “отлично”. Эту точку зрения мы будем отстаивать при обсуждениях концепции развития “Красного Треугольника”.

© 2017-2019 by Institute of Design & Urban Studies

Laboratory of Smart-City Information Technologies

ITMO University

smartcity@corp.ifmo.ru