Людмила Видясова

Кандидат социологических наук, начальник отдела мониторинговых исследований Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО

Интервью посвящено социологическому исследованию в рамках разработки концепции «Умный Санкт-Петербург». Исследование охватывает представителей органов власти и горожан-активистов.

С Людмилой беседовала доцент  Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Александра Ненько.

А.Н.: Расскажите, пожалуйста, про Ваше исследование. Как оно проводилось?

Наше социологическое исследование связано с работой Проектного офиса «Умный Санкт-Петербург». Мы понимаем, что можно ориентироваться на успешные примеры развития умных городов, которые есть в мировой практике, и которые уже не первый год существуют. Однако стоит понять позицию в отношении умного города тех стейкхолдеров, которые есть в Петербурге. Так возникла идея провести два исследования на старте этого проекта. Одно – опрос активных жителей города, второе – анкетирование сотрудников органов власти в Петербурге. Цель исследования: определить, как сейчас воспринимается концепция «умный город», знают ли о ней, каковы оценки, мнения, ожидания от этого процесса в нашем городе, насколько готовы эти две группы к тому, чтобы перейти к технологиям умного города и активно их использовать. Выборка была ориентирована на активных граждан: в первую очередь, мы хотели понять мнение людей, которые используют онлайн-ресурсы взаимодействия с властью, например, порталы «Красивый Петербург», «Наш Петербург» и другие площадки. Эти люди уже входят в группу пользователей информационных технологий. Мы обратились к руководителям данных площадок, а также в Комитет по информатизации и связи, чтобы разместить информацию об исследовании и онлайн анкету. Мы опросили 421 активных жителя. Среди опрошенных представлены разные возрастные группы: 51% - 18-30 лет, 34% - 31-45 лет, 19.4% – 46-59 лет, чуть более 3% - 60 лет и старше. 90% опрошенных - люди с высшим образованием.

В выборку ИОГВ - всего 371 человек - попали сотрудники комитетов, департаментов и районных администраций, которые работают с обращениями граждан и решают проблемы в своей предметной области. Мы опросили представителей 59 исполнительных органов власти, использовав пропорциональную выборку, которая была стратифицирована по категориям должностей.  

А.Н.: Как долго длился сбор данных?

Л.В.: У жителей – полные две недели. Ресурсы размещения онлайн анкеты – портал «Наш Петербург», портал «Красивый Петербург» и их группа ВКонтакте. Также мы разместили опрос на сайте и в группах Университета ИТМО, на сайте Института дизайна и урбанистики. 

Опрос состоял из трех частей. Первая была посвящена взаимодействию активных горожан с органами власти посредством электронных способов коммуникации. Вторая – городским проблемам, которые их не устраивают, а третья - о том, знают ли они что-то о концепции умного города, какие направления считают приоритетными. Об этом спрашивали у тех, кто отметил, что знаком с концепцией. У сотрудников органов власти мы также спрашивали об информированности в сфере умного города.

А.Н.: Знают ли опрошенные о концепции "умного города"?

Л.В.: Мы задавали такой вопрос: «Сейчас в мире популярным становится использование информационных технологий для управления городами, что получило название "умный город" или "smart city". Слышали ли Вы о таких проектах и знакомы ли с ними?». Мы спрашивали об информированности максимально широко и выявили высокий уровень информированности среди горожан-активистов и представителей ИОГВ.

Тем, кто что-то знает о данной сфере, мы предлагали перечень утверждений, чтобы определить представления и приоритеты в отношении развития умного города. Можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Обе группы считают, что умный город - это, прежде всего, эффективное управление, также для обеих групп важен компонент "продуктивного диалога власти и горожан". У сотрудников ИОГВ слова "умный город" ассоциируются с увеличением на них нагрузки. 

Мы также спрашивали о приоритетных направлениях развития проекта "Умный Санкт-Петербург". Как ни парадоксально, активные жители считают главным приоритетом оптимизацию управления, а сотрудники ОИГВ - развитие качества жизни. Активные граждане также выделили как приоритет развитие окружающей среды, а вот культуру и экономику называли редко. Все цифры приведены относительно респондентов, которые слышали или знают, что такое "умный город".

А.Н.: Каковы ожидания горожан от проекта?

Л.В.: Больше половины наших респондентов говорили о том, что сейчас они видят эти порталы как эффективный способ решения своих проблем, в том числе, проблем, связанных с благоустройством среды. Однако другие практики электронного участия пока не укоренились. В ответах респондентов мы видим определённый уровень недоверия проекту "Умный Санкт-Петербург", почти 20% не ожидает от проекта ничего хорошего. Негативный опыт взаимодействия с властью накладывает отпечаток на то, как горожане воспринимают проекты, которые власть предлагает, и площадки, которые старается запустить.

С другой стороны, на вопрос о готовности обеих групп участвовать в проекте "Умный Санкт-Петербург", мы получили позитивные ответы. Среди сотрудников ИОГВ 65% готовы к проекту и считают, что и сотрудники других подразделений готовы. Среди жителей-активистов этот процент даже выше: 92% полностью готовы или при определенных условиях готовы принимать участие в управлении города. Еще одна интересная находка исследования связана с тем, что к самим умным технологиям претензий у респондентов нет.

Мы также спрашивали, какой канал коммуникации жители-активисты и представители ИОГВ считают наиболее предпочтительным для общения между горожанами и чиновниками. Половина и той, и другой группы ответила, что общение в электронном формате – это наиболее предпочтительный и приемлемый канал коммуникации.

Мы спрашивали активных граждан об их практиках реагирования на городские проблемы: наиболее популярным стало обращение через Интернет ресурсы.

Итак, мы выявили достаточно высокую информированность об умном городе в обеих группах. Многие респонденты считают, что «умный город» – это новая система эффективного управления. Думаю, на это и стоит делать основной акцент в концепции. Если наши органы власти хотят, чтобы проект заработал и с первых шагов начал приносить видимые эффекты, чтобы горожане откликнулись на этот проект, важно создавать краудсорсинговые платформы для сбора мнений и предложений от горожан по принятию решений для реализации городских проектов. Нужно начать с приоритетных направлений, которые граждане выделили. Начав с позитивного опыта, можно будет перебороть скептические ожидания. Скептиков превратить в оптимистов и дальше, заручившись поддержкой активного сегмента Интернет-пользователей, которые на «ты» с технологиями и хотят участвовать в городском управлении, привлекать целевые группы для задач и проектов в сфере культуры, мобильности, окружающей среды, здравоохранения.

Социологическое исследование проведено в рамках Проекта РНФ № 17-78-10079 "Исследование моделей адаптации концепции Smart City в условиях современного российского общества".

© 2017-2019 by Institute of Design & Urban Studies

Laboratory of Smart-City Information Technologies

ITMO University

smartcity@corp.ifmo.ru